13 октября 2010 г.

Что такое адаптация и с чем ее едят?

  Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка.
   В то же время именно в 1 классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям
необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
   Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
   Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. 

Физиологическая адаптация.
   Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
· Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сен­тябре многие первоклассники болеют.
· Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособле­ние. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к опти­мальным варианты реакций на новые условия.
· После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
   Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
   Многие родители и учителя склонны недооценивать слож­ность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-й четверти, у многих отмечается снижение артериаль­ного давления (что является признаком утомления), а у некото­рых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники в 1-й четверти жа­луются на головные боли, усталость и другие недомогания. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения орга­низма могут стать также капризность детей дома, снижение спо­собности к регуляции поведения.
   Будет нелишним вспомнить обо всем этом прежде, чем уп­рекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обя­занностей.
   Дети со сложностями в здоровье нуждаются в особом подхо­де и внимании взрослых. Во-первых, нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продленке, при­чем желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуж­даются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжи­тельном ночном сне (примерно 11 часов). И конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

Социально-психологическая адаптация.
   Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.
   Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль «ученик». То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а все что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
   Такие изменения происходят  в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. Будете ли вы наблюдать их у собственного ребенка - это вопрос его психологической готовности к школе. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе: именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу», существующую по правилам, которые нравятся ему самому или совсем без правил.
   В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса на полноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка.
   Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.
   Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимо­действия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли до­ма. Поэтому для такого ученика часто становится стрессом из­менение ситуации, когда он осознает, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются усту­пать им.
   Не стоит удивляться, если через какое-то время родители де­тей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстника­ми, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жа­лобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п.
   Необходимо научиться адекватно реагировать на такие жа­лобы. Прежде всего, покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он ус­покоится, попробуйте вместе проанализировать причины и по­следствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсужде­нию того, как исправить положение теперь, какие шаги пред­принять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии однокласс­ников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжать водить его в школу, по­казать искреннюю веру в его возможности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий