Ваш ребенок пошел в школу. Если раньше его называли дошколенком, то теперь, обучаясь с 1 по 4 класс - он будет (по возрастной периодизации) младшим школьником. Особенности и характеристики этого возраста:
Ведущая деятельность ребенка - учебная деятельность. Игра не исчезает, но она уже исчерпала свои познавательные возможности; игровая мотивация сменяется на познавательную. Т.е. дети, в принципе, если они благополучно прошли предыдущие этапы развития и нормально развивались (без нарушений) - хотят учиться и им это нравится.Они учатся выполнять осмысленную работу; у них развиваются такие качества, как устойчивое внимание и прилежание; развивается словесно-логическое мышление; ребенок учится управлять восприятием, вниманием, памятью; появляется способность к произвольной (волевой) регуляции поведения; усваиваются умения чтения, письма, арифметических вычислений; происходит накопление знаний, овладение навыками домашнего труда; расширяется сфера общения; появляются новые авторитеты (учитель); формируются отношения в учебном коллективе; формируется самооценка на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, уверенность в себе и компетентность
За этот период ребенком должны быть решены такие важные задачи, без которых его дальнейшее развитие будет не совсем полноценным:
•Научиться учиться и получать от этого удовольствие
•Научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми)
•Обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя)
Если задачи решены, то дети:
•Ведут себя уверено (реализуют свои способности и возможности), проявляют трудолюбие во всем
•Живут в равновесии (в гармонии с миром)
Если задачи не решены:
• Формируется неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные неврозы»
Причины дезадаптации ребенка в школе:
1. Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе
•негативное отношение к школе, учителям, сверстникам, учению
2. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности
•индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая запущенность
3. Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности
4. Неблагоприятная семейная обстановка, отрицательное влияние сверстников, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня, последствия осложнений при беременности и родах у матери, травмы, инфекции, а также высокий уровень тревожности(личностной, школьной), агрессивность, низкая самооценка, гиперактивность.
5. Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни
•Соматически ослабленные дети, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов
6. Неправильное отношение учителя к ученику, неправильная организация учебного процесса
Что могут сделать в этом случае родители и чем они могут помочь?
1. Любите и цените ребенка не «ЗА» (за успехи и неудачи), не «ПОТОМУ»(не потому, что он хорошо учится), а просто так, самого по себе, как личность уникальную и неповторимую
2. Активно слушать его переживания и потребности
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе
4. Поддерживайте дома четкий распорядок дня (время приема пищи, выполнение домашних заданий, прогулок, работы на компьютере и сна должно соответствовать этому распорядку )
5. Создайте семейный совет (круглый стол), веселый отдых в выходной день
6. Помогите ребенку подружиться (создайте условия для знакомства)
7. Не вмешивайтесь в его занятия, с которыми он справляется
8. Помогайте, когда просит
9. Поддерживайте успехи, хвалите
10. Делитесь своими чувствами (доверяйте)
11. Конструктивно разрешайте конфликты
12. Используйте в повседневном общении приветливые фразы. (Например: мне хорошо с тобой, я рада тебя видеть, хорошо что ты пришел, мне нравится как ты…, я по тебе соскучилась, давай (посидим, поделаем…) вместе, ты конечно справишься, как хорошо, что ты у нас есть, ты мой хороший и.т.д…)
13. Обнимайте не менее 4-х раз, а лучше по 8 раз в день
14. Готовьте ребенка к школе
15. Обращайтесь за помощью к специалистам
16. Занимайтесь собственным просвещением (читайте литературу)
(Литература: Заряна и Нина Некрасовы «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти», Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий