18 ноября 2012 г.

Метод кнута и пряника

Что бы не создавали педагоги, какие новые, современные технологии не использовали, но чаще всего в системе воспитания используется старый, как мир метод "кнута и пряника". Не будем сейчас говорить о его достоинствах или недостатках, а просто обозначим некоторые НО, которые обязательно помнить, чтобы не перегнуть палку.

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»! 
За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!
2. Наказание – не за счет любви. Что бы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было –НИКОГДА!
3. Можно отменять только наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого…
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и больше (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
5. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения…

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:
  • когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни – психика особо уязвима, реакции непредсказуемы;
  • когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;
  • сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастны случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам) – нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);
  • когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность – короче во всех случаях, когда что-либо НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ;
  • когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
  • когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.В этом состоянии гнев всегда лжет.

         ПОМНИТЬ О ВНУШАЕМОСТИ
Одна из самых обычных, самых нелепых и трагичных ошибок:
Ругая ребенка (равно и взрослого), то есть решительно и убежденно утверждая, что он (она):

лентяй,
трус,
бестолочь,
идиот,
негодяй,
изверг,
подлец
.........


– мы это ВНУШАЕМ.
Ребенок верит.

(Владимир Леви "Нестандартный ребенок")

Комментариев нет:

Отправить комментарий