6 октября 2015 г.

Поговорим о страхах.


Когда Ваш малыш испытывает страх. 
   Страх рано или поздно испытывают все. Причиной страха чаще всего у взрослых и детей бывает или присутствие чего-то угрожающего или отсутствие того, что может обеспечить безопасность (для малыша обычно обеспечивает безопас­ность мать).
Пожалуй, страх является опаснейшей из всех эмоций, ведь испугаться можно очень сильно. Но нельзя рассматривать страх только как зло. Он может выступать в качестве предупреждающего сигнала. Поэтому, если вовремя предупредить, то можно вовремя и изменить ситуацию. Помните, что для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх- естественные реак­ции познания окружающего мира, только тогда, когда они эпизодичны и не подчиняют пол­ностью воображение ребенка. 
  Детские страхи - явление распространенное, и они могут быть по любому поводу. Давйте разберемся в основных причинах страхов.
   Если до года у ребенка вдруг внезапно уходит мать или отсутствует длительный период времени, то может возникнут в будущем страха одиночества. 
   В 3 года дети уже по-настоящему боятся. Все, что днем тревожило ребенка, может получить отклик в его сновидениях. Так как багаж ребенка к трем годам - услышанные сказки, то ночью они начинают оживать в самых отрица­тельных вариантах. (Например, когда ребенку часто снится Бармалей, то, вероятнее всего, имеют место конфликты, жестокое обращение с ребенком со стороны отеца. Когда во сне приходит вдруг Баба Яга - то это отблеск конфликта с матерью. Отец как Бармалей, а мать - Баба Яга. На это только лишь способно воображение ребенка).
   А так как в результате кризиса упрямства в 3 года у детей конфликты неизбежны, то Ваш малыш как будто в западне. Днем, выясняя отношения, он слышит постоянные запреты, угрозы, крики, нарекания родителей, а ночью эти же родители опять преследуют его, но только в виде сказочных чудовищ. Малыш доверчив, легковерен. А если вправду отвратитель­ная Баба Яга пришла во сне, чтоб бросить его в печку? Вдруг не успеет он проснуться и убежать? Наверно, лучше все-таки вообще не спать. И с этим связаны обычно трудности при за­сыпании ребенка.
   Страх перед сказочными персонажами-чудовищами ведет к боязни замкнутого пространства, так как стены мешают убежать от опасности. Поэтому очень опасно запират ребенка, наказывая, одного в каком-то незнакомом помещении, осо­бенно когда в нем тесно и темно.
  В 3 года все «малюсенькие», «маленькие» и «невеликие» страхи вдруг затмевает почти «глобальный» страх темноты. Причем, если Ваш малыш - творческая личность с развитым воображением, тем больше шансов, что он может много чего страшного нафантазировать, оставаясь в безлюдной комнате, переполненной различными предметами и вещами. Ведь вымысел для ребенка не проти­воречит реальности. 
    Отсюда и возникают бесконечные просьбы о том, чтоб ночью не вык­лючали в квартире свет, чтоб Вы его взяли к себе в кровать, или так часто раздражающие родителей отказы «упрямцев» на Ваше «немедленно иди спать». 
  Обычно страхи усиливаются, когда родители, не учитывая особенности ребенка, перегружают его фантазию и вообра­жение чтением книг или показом «страшных» кинофильмов, не соответствующих данному возрасту. 
Особенно устойчивые страхи возникают после причинения ребенку боли, чаще всего при прове­дении лечебных или диагностических процедур. Дети боятся взятия крови, уколов. 
Иногда боль причиняется родителями умышленно, как вос­питательное мероприятие. Однако еще ни одно физическое наказание не приводило к желаемому результату. Зато оно порождает страх и разрушает ростки доверия между родите­лями и ребенком.
  Еще одна причина страха у малыша - появление ново­рожденного в семье. И этот страх связан со страхом утраты своего особенного положения единственного ребенка-первенца.
 Излишняя опека наша и забота о детях непроизвольно тоже могут стать источником их страхов: «Оденься потеплее, про­студишься», «Не подходи к собаке, укусит», «Не бегай на до­рогу, там машины, они задавят» и так весь день мы сами, того не сознавая, «мимозим» и внушаем страх ребенку. Ведь если этого боится мама, о чем нетрудно догадаться даже по интонации ее запрета, то, очевидно, это и вправду страшно. И вот уже запуганный ребенок готов одеться потеплее, хотя на улице жара, и испугается погладить даже собственного лас­кового щенка.
  Еще сложнее обстоит дело, когда мы сами специально пугаем непослушного ребенка, используя такой маневр, как метод воспитания: «Не будешь кушать, поведу тебя в больни­цу, там доктор сделает укол», «Не будешь слушаться, отдам милиционеру, он заберет тебя»...
  Как правило, вначале эти банальные для взрослых фразы дают желаемый эффект. Однако часто у впечатлительных детей внушенный страх к милиционеру, врачу, собаке и т. д. способен выйти из-под контроля взрослых. И тогда малыш пугается всего и всех, кто хоть в какой-то мере похож на этого милиционера, на этого врача...
   Вы сами выпустили джинна из бутылки. Теперь попробуй покажи ребенка доктору, когда он заболел, попробуй сделать ему хоть один укол, попробуй в гости пригласить милиционера... И объяснение родителей, что доктор добрый, а дядя-милиционер - знакомый, уже не помогает.
   В 3 года действенным толчком развития всей гаммы стра­хов у ребенка, как правило, бывает его поступление впервые в детский сад. Поэтому готовить к саду необходимо заблагов­ременно.
  Малыш растет, меняется палитра страхов. Уже в четыре и в пять лет ребенка настигает возрастной страх одиночества. В шесть-семь лет достигает апогея страх смерти. Ребенок начинает вдруг осознавать, что смерть - естественное завер­шение всей жизни, и рано или поздно это всё-таки произойдет. Страх смерти - проявление инстинкта самосохранения. Ребенок тщательно скрывает этот страх. Однако о нем мож­но догадаться, когда дошкольник постоянно видит в своих снах пожары, бедствия, болезни - т. е. все то, что угрожает его жизни и здоровью. Особенно боятся дети в этом возрасте уку­сов змей и операций, всего того, что может привести к смер­тельному исходу. Зато почти проходят страхи перед сказоч­ными персонажами-чудовищами. Как может быть Кощей бес­смертным, когда бессмертных не бывает?
  Чуть позже, после страха собственной смерти, появляет­ся страх смерти своих родителей. Ребенок более реально начинает смотреть на жизнь и понимать, что взрослым оста­лось меньше жить. Как обойдется он без мамы и без папы? И эта мысль мучает его. Теперь он очень дорожит родителями и всеми способами пытается угодить им, но их «оценочная» любовь не всякий раз бывает удовлетворена, и вот, уже теряя веру в себя, ре­бенок начинает бояться стать «не тем», кем должен быть.
  Довольно часто, не придавая этому никакого значения, родители внушают страхи детям своими на ходу придуман­ными угрозами и оскорблениями. Но если в раннем возрасте словесный ме­тод убеждения безрезультатен, то на дошкольника он действу­ет по-иному, и наиболее эмоционально-чувствительные дети верят, что все угрозы их родителей способны реализоваться. А это - снова повод для страха.
 И эти поводы можно перечислять без конца: испуг, трав­мирующее обстоятельство, экстремальная ситуация... Как правило, причины страхов понятны взрослым. Но иногда пе­режитое ребенком событие незаметно для них, и страх им кажется беспричинным. Однако даже высокий уровень тре­вожности у матери и страхи ее в детстве способны передать­ся малышу. И предпосылка этого - не генетическая обуслов­ленность, а общая эмоциональная чувствительность у мате­ри и ребенка.
  Когда Вы видите, что Ваш малыш бесстрашен и даже воз­растные страхи не свойственны ему, проверьте, нет ли у ре­бенка задержки психического развития.
 Когда Вы видите, что страхи интенсивны и постоянно на­растают, влияя на характер и поведение ребенка, необходимо обратиться к специалисту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий