20 декабря 2011 г.

Поговорим о школьных проблемах: "Гиперактивность".


Практически в каждом первом классе любой школы (да и в любой группе любого детского сада) есть один-два-три ребенка, которые не могут спокойно сидеть, сползают под парту во время уроков, устраивают кучу-малу на перемене, забывают везде свои вещи: от портфеля до ластика. Это их голова повернута в сторону окна или соседа и почти никогда в сторону доски. Это их так любят ругать на родительских собраниях, произнося в заключение сакраментальную фразу: "Мог бы вполне неплохо учиться, если бы так не отвлекался!". Что же это? И как часто это встречается?

Гипердинамический синдром или гиперактивность – это один из самых распространенных вариантов проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД). Согласно данным статистики, ММД встречается у каждого пятого-шестого ребёнка, рождающегося сегодня в нашей стране. Кроме того, необходимо отметить, что у девочек данное расстройство встречается в три-четыре раза реже, чем у мальчиков. 
Данная группа поведенческих и эмоциональных расстройств начинается обычно очень в раннем возрасте и характеризуется сочетанием чрезмерно активного поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства в выполнении поставленных задач.
Причины, приводящие к подобным состояниям, точно пока неизвестны, но предполагается, что в основе лежат микроорганические поражения головного мозга, которые вызваны либо внутриутробным кислородным голоданием плода, либо асфиксией плода в процессе родов, либо микрородовой травмой иного рода. В этом случае в мозгу ребенка отсутствуют грубые органические повреждения, но есть множество микроповреждений коры и подкорковых структур. Часто такие нарушения подстерегают чрезмерно крупного или большеголового ребёнка, ребёнка, родившегося при затяжных или, наоборот, стремительных родах.
Какие признаки могут насторожить родителей? 
Это двигательная расторможенность и отвлечение внимания, проявляющиеся с самых первых месяцев жизни ребенка. Такого ребенка уже в младенчестве буквально не удержать в руках. Позже они часто бывают безрассудны и импульсивны, нередко с ними происходят несчастные случаи и всегда они находятся в списках злостных нарушителей дисциплины, хотя делают всё совершенно несознательно, не желая ничего плохого. Главными поведенческими характеристиками таких детей являются недостаточная настойчивость в учебной деятельности, тенденция перескакивать от одного дела к другому, не завершая ни одного из них. Причем  всё это происходит на фоне чрезмерной и слабо регулируемой активности.
С гиперкинетическими расстройствами часто сочетаются и другие нарушения, такие как отсутствие нормальной осторожности и сдержанности, неумение играть в игры со сверстниками, специфические расстройства в моторном и речевом развитии, а также трудности в чтении или другие школьные проблемы. Позднее у таких детей сравнительно часто проявлются нарушения поведения, заниженная самооценка и нарушения развития чувства собственного достоинства.
Эти дети чрезмерно (относительно календарного возраста) нетерпеливы. Они не могут спокойно стоять или сидеть; не ходят, а бегают, доказывая что-то; не говорят, а кричат. Они никогда не унывают, легко переносят наказания, легко дают всевозможные обещания и также легко их нарушают.
У таких детей много приятелей и знакомых, поскольку они очень контактны и общительны, но, как правило, с большим трудом складываются более глубокие и прочные дружеские отношения.
Родители, воспитатели и учителя безмерно устают от них, так как своими проступками они способны вывести кого угодно. Их постоянно одергивают, стыдят, воспитывают, но всё это как бы пролетает мимо их ушей. Ребёнок вроде бы всё понимает и искренне раскаивается в совершённом, обещает, что больше не будет и… буквально через пять минут всё повторяется сначала.
Пик проявлений гипердинамического синдрома приходится на начало обучения в школе, и именно в этом возрасте окружающим ребенка людям начинает казаться, что он в принципе невоспитуем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий