27 декабря 2011 г.

Школьные проблемы: Гиперактивность (продолжение)


Как вести себя с таким ребёнком?

1. Никакого спокойствия на гипердинамичного ребенка не хватит. Если вы в отчаянии, то скажите об этом ребенку. Если он порадовал вас, то обязательно порадуйтесь с ним от души, не ограничивайтесь нейтральными  фразами.
2. Тщательно отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. Поступки гипердинамичного ребенка почти всегда неуместны и вызывают раздражение. К чему-то вы сумеете притерпеться с годами (например, к тому, что он ест на бегу, забывает в садике свои вещи и засыпает, стоя на локтях и коленях). К чему-то Вы так и останетесь нетерпимы (например, к тому, что он всегда вбегает в комнату в грязных ботинках и, поминутно обещая: «больше не буду», также поминутно нарушает свои клятвы).
Но личность ребенка – это не только особенности его нервной системы, обусловленные микроорганическими и внутриутробными поражениями головного мозга. Иногда за ними трудно разглядеть всё остальное. Но это нужно, необходимо, даже жизненно важно для вашего ребенка, которому и так достается гораздо больше окриков и нравоучений, чем обычным детям
Воспитатель в саду видит в нем несносного шалуна, учитель в начальной школе – постоянно отвлекающегося ученика, который к тому же ещё и отвлекает других. Вы же должны видеть личность.
Но у него есть и достоинства: незлобливость, отходчивость, общительность и контактность, щедрость и готовность поддержать любое начинание, легкость на подъем и неистощимый оптимизм – всё это его и ваш актив.
Вы осуждаете неприемлемые поступки ребенка и наказываете его за них, говорите о том, какие чувства вызывает в вас то, что он вот уже в триста двадцать пятый раз… Но раз за разом вы говорите ребенку (и помните сами) о том, что несносные поступки – это ещё не личность, что существуют резервы и достоинства, на основе которых все сегодняшние проблемы, несомненно, будут преодолены.

Можно сказать:
- Я терпеть не могу, когда грязные ботинки стоят на тумбочке. У меня руки опускаются и не хочется делать ничего хорошего… 
Но нельзя (по этому же поводу) сказать так:
- Ты грязнуля и неряха, я терпеть тебя не могу. И ничего хорошего можешь от меня не ждать…
3.Обязательно предоставьте ребенку как можно больше возможностей для реализации его физической, моторной активности.
В доме, где растет ребенок с гипердинамическим синдромом, обязательно должен быть домашний спортивный уголок, хотя бы в виде перекладины в дверном проёме, на которой висят кольца, лесенка и канат. Пусть ребенок до изнеможения бегает во дворе, играя в футбол или хоккей, лазая на дворовых снарядах или катаясь с горки. Как только позволит возраст, обязательно отведите его в какую-нибудь спортивную секцию. Главное, чтобы там было как можно больше движений и чтобы ребенку нравилось туда ходить. Гипердинамичные дети редко сразу находят «свою» секцию, они ведь вообще быстро ко всему остывают. Но здесь вы должны проявить настойчивость. Не одно, так другое. Не другое, так третье. Гипердинамичный ребенок, как в воздухе, нуждается в структурированной физической активности. Иначе он в десять лет будет так же бестолково носиться по двору, как носился в пять. Любые, даже самые незначительные успехи ребенка в спорте (и не только в нем) должны поощряться. Ведь его так часто ругают…
4. До определенного момента и определенной степени Вы будете выполнять планирование и оценку последствий поступков, совершенных вашим ребенком.
Это то, в чем он сам трагически слаб. Предвидеть что будет, оценить что потом, спланировать так, чтобы все получилось - все это гипердинамичному ребенку в буквальном смысле органически недоступно. По крайней мере, до поры до времени. И вот здесь ему на помощь приходят родители. Именно они становятся на время как бы внутренним голосом ребенка, который ненавязчиво, в доступных ребенку выражениях, не развешивая ярлыков, предупреждает, советует, планирует, анализирует и оценивает результаты.

- Это может быть опасным, так как…
- Возможно, Коля обиделся потому, что ты …
- Если ты сейчас поступишь именно таким образом, то в следующий раз…
- Вот этот путь разрешения ситуации оказался явно удачней предыдущих, так как привел к…
- Вероятно, в сходных обстоятельствах всегда имеет смысл поступать именно так…
5. Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего ребенка, даже если, по сути, вы и согласны с ней.
Вы, родители, его единственный оплот и защита. Вы знаете его лучше всех, и только вы видите в нем за проявлениями синдрома симпатичную, по-своему страдающую личность. Пока ребенок будет знать, что кто-то видит в нем не только безнадежного шалуна и «ребенка–катастрофу», кто-то надеется и верит в возможность позитивных перемен, до той поры у него самого сохраняется стимул к саморазвитию и самовоспитанию.
6. Гипердинамичный ребенок поверхностен не только в своих увлечениях, но в своей эмоциональности.
Старайтесь побольше говорить ему о своих чувствах, которые испытываете вы сами и другие люди, проясняйте для него нравственную и этическую глубину ситуаций, которые происходят на его глазах, в телевизионных фильмах, в книгах. 
Сам ребенок может не заинтересоваться этим и даже не заметить возможности «углубиться» в происходящее. Это вам тоже придется сделать за него. Потом он привыкнет, и у него проявится возможность пользоваться для анализа ситуации заложенными вами алгоритмами.
И пусть терпение и мудрость в общении с таким ребенком не покинут Вас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий