16 декабря 2012 г.

"Не хочу учиться"

      Время от времени такое настроение посещает любого школьника. Но наиболее актуальным оно становится в определенные моменты обучения. Впервые родители обычно сталкиваются с этим в 1-м классе.Ощущение радости от осознания смены своего статуса ("Я уже хожу в школу-я взрослый" ) и праздник 1 сентября остались позади. Начались обычные трудовые будни, которые достаточно однообразны и требуют кропотливой работы, проявления усилий.
  От скуки, разочарования и апатии не застрахован никто, даже старательный, исполнительный и любознательный ребенок. И вы можете услышать от малыша: "Не пойду я больше в эту школу...". Стоит ли немедленно начать бить тревогу?
Психолог А. Прихожан предлагает отделить обычное нежелание заниматься будничными делами (оно возникает время от времени у любого человека) от действительно опасного.

Следовательно, беспокоиться нужно, если нежелание учиться постоянное, устойчивое, выражается в активном или пассивном протесте. Особенно серьезно нужно подойти к случаям, когда у ребенка появляются невротические реакции. Например, без видимых причин постоянно повышена температура. Или постоянный упадок сил у физически здорового малыша. Или раньше ребенок был уравновешенным, а теперь у него резко и часто меняется настроение, стал нервозным, непредсказуемым. В таких случаях может понадобиться помощь психотерапевта. Но чаще помочь могут сами родители.

Это не значит, что надо усилить контроль и водить в школу за руку. Постарайтесь спокойно разобраться в причинах состояния ребенка.

     Что следуе т знать родителям? 
1. Иногда родители начинают загружать малыша еще до школы, превращая его в ученика раньше срока. А некоторых детей недостаток времени для игр приводит просто в отчаяние. Стоит ли удивляться, что к учению такой ребенок не испытывает особо теплых чувств.
2. Вольно или невольно родители формируют у будущего первоклассника определенное отношение к школе. Одни заранее пугают: "Вот пойдешь в школу, там тебя заставят трудиться!" Другие, наоборот, уверены в способностях своего чада и готовят его только к победам, а не к трудностям. Ситуацию конкуретности выдерживают далеко не все, тем более если они настроены всегда быть первыми.
3. Родителями часто не учитываются реальные возможности ребенка. В своем безудержном стремлении дать ребенку полноценное и разностороннее образование они зачастую теряют чувство меры. Из опыта общения с родителями нередки ситуации, когда ребенок параллельно с поступлением в школу начинает посещать 2-3 кружка, при этом он бывает после занятий в школе находится в группе продленного дня. Обращение с вопросом "Вы устаете, проработав рабочий день с 8 до 17 часов?" - вызывает недоумение. Родители очень часто не понимают, что ребенок может уставать. Они не видят признаков утомления. Считают, что ему все нравится и у него все получается. Только почему-то через некоторое время их ребенок перестает проявлять интерес к учению, а может и к кружкам. Многочисленные дополнительные занятия иногда не развивают малыша, а истощают его. Ведь у него должно быть свободное время для саморазвития, для собственных интересов, для общения со сверстниками.
4. Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если родители требуют от ребенка совершенства во всем. И каждую помарку, неправильно написанную букву или слово, отметку ниже пятерки воспринимают как трагедию.
5. У ребенка могут не сложиться отношения с учителем или одноклассниками.

     Что может сделать родитель?
1. Признавать право ребенка на ошибку; научить его относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то полезному, к чему-то, что может послужить уроком, стимулом для развития.
2. Научить ребенка видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.
3. Поддерживать у своего школьника уверенность в себе, чувство, что он может преодолеть любые трудности и в то же время всегда может рассчитывать на вашу поддержку.
4. Помогать ребенку рассчитывать свои силы: не заставлять его заниматься слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учению.
5. Маленькому школьнику уделять как можно больше внимания, по-прежнему ласкать его.
6. Не ждать от ребенка только наивысших результатов, не требовать, чтобы был отличником. Искать положительные моменты в любом аспекте учебной деятельности.
7. Помогать, когда у ребенка не складываются отношения с учителем или одноклассниками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий