12 декабря 2012 г.

Нервный ребенок (продолжение)

Наша задача: справиться с этой ситуацией с минимальными потерями. Так как все описанное выше отражено в медицинской литературе, то хотелось бы все-таки, чтобы родители задумались и не списывали все на особенности характера ребенка, а обратились за консультацией к специалисту-неврологу. Затем очень важен анализ ваших взаимоотношений в семье, каков стиль воспитания вашего ребенка (об этом мы поговорим в другой раз). Возможно в процессе воспитательных воздействий со стороны родственников ребенок опробовал подобный стиль реагирования и закрепил в своем поведении - тогда вам нужен психолог, который подскажет, что вы делаете неправильно. (А может даже воспитатели или учителя вам уже намекали, что вы что-то делаете неправильно при взаимодействии с ребенком. Не отмахивайтесь, а задумайтесь. Может им со стороны виднее, что, например, одевая в 5 лет или, завязывая шнурки, когда сокровищу 7 лет - вы совершаете, незаметно для себя ошибку с большими последствиями).
Но вернемся к ситуации невропатии. Т.е. первое-это обращение за помощью к врачу.
Далее задача родителей заключается в укрепление вегетативной регуляции водными и закаливающими процедурами (контрастный душ, влажные обтирания).
Необходимы и медико-педагогические воспитательные усилия. 
  • Общение с ребенком, страдающим врожденной детской нервностью, требует чрезвычайной деликатности и такта. Основные требования - не изнеживать его, не воевать с ним, хотя он непрерывно провоцирует на это, но и не капитулировать перед ним. Если взрослые кричат, он будет кричать еще сильнее, доходя до неистовства. 
  • Следует помнить, что порог возбудимости у него снижен. То, что взрослые просто не воспринимают, его раздражает, для него непереносимо. Включенный на малую мощность телевизор для него, спящего в соседней комнате, то же самое, что для взрослого бульдозер, работающий под окном его спальни. Поэтому тишина, спокойное сдержанное поведение взрослых - условие его спокойствия, сдержанности. В шумной крикливой семье такой ребенок находится в состоянии постоянного перевозбуждения.
  • Итак, все спокойны рядом с ребенком с врожденной детской нервностью, никто не повышает голоса. Его не дергают поминутно запретами, укорами, замечаниями. Родители должны многие мелочи попросту "не замечать", ибо жизнь такого ребенка станет непереносимой, если каждый проступок будет вызывать реакцию взрослых. Он слишком громко закричал от радости, возбуждения, смял ковер на полу, потянул скатерть и разбил стоявшую на столе посуду, порвал газету, ест стоя. Конечно, все это непорядок, но у него врожденная детская нервность. Родители всего этого могут "не замечать". Но если он в гневе ударил бабушку, или, скажем, упорно берет и зажигает спички, или вопреки запрету подошел к плите, на которой кипит суп. Это уже принципиально. Здесь нет места колебаниям. Ему надо строго указать на недопустимость таких действий. 
  • Если он впадает в истерику, но все продолжают заниматься своими делами, как будто ничего не происходит, и он постепенно успокоится. Такой ребенок предрасположен к истерическому реагированию. Он, как искусный дипломат, использует любую трещинку в отношении к себе взрослых членов семьи. Вот он бросается с криком на пол, добиваясь своего. Родители непреклонны. Крепится и бабушка, но ее стойкости хватает ненадолго, и она говорит: "Перестаньте мучить ребенка, уступите ему". А ему только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее. Очевидно, что его демонстративное поведение и было рассчитано на бабушку. Но родители не позволяют ему добиться желаемого истерическими выходками. Однако следует быть гибким и компромиссным, отделять мелкое от принципиального. Он просит игрушку, а мама уже отказала ему в покупке. Но коли он уж очень хочет ее и просит вежливо, без истерик, то лучше договориться и может быть уступить: "Ну ладно, не хотела тебе покупать, но ты сегодня был послушен, так и быть, пойдем к кассе". Однако, если дело дошло до того, что он улегся на тротуаре у витрины, колотит ногами и кричит во все горло "Хочу!", тут уж родители не в коем случае не должны уступать. Истероидное поведение ребенка с врожденной детской нервностью в общественных местах нередко рассчитано не столько на мать, сколько на посторонних. Если уступить сейчас, то отныне каждое посещение магазина превратиться в кошмар. "Общественное мнение" окружающих, особенно "сердобольных старушек" не способствует поддержанию мамы. Но надо помнить, что раз победив, используя такую реакцию, ребенок только и будет ждать случая, чтобы с криком улечься в самом неподходящем месте. Надо спокойно и твердо отстоять свою позицию, при этом учтя все меры безопасности для ребенка.
  • И если твердое и спокойное руководство матери и отца, с одной стороны, потакание бабушки всем прихотям ребенка - с другой вообще недопустимы при воспитании, то тем более недопустимы они при воспитании ребенка с врожденной детской нервностью. Такого ребенка ни в коем случае нельзя воспитывать эгоцентрически, как кумира, "единственную радость". Его надо любить, принимать, но без крайностей. Хвалить, когда он достоин похвалы. Наказывать, если провинился. Н все это делать без крайностей. 
  • Он склонен общаться со взрослыми, особенно с добренькими, уступающими ему, восхищающимися и умиляющимися им "тетеньками и дяденьками", но ему необходимо освоить очень трудное для него общение со сверстниками. Общество взрослых перевозбуждает его. В детский сад такого ребенка лучше отправить в пять или шесть лет - в старшую или подготовительную к школе группу. Но двух-трех товарищей-сверстников для него следует найти до того, как он пойдет в детский сад. 
  • Так как такой ребенок быстро устает, очень аккуратно следует его водить на детские утренники, в цирк. Там он быстро истощиться от впечатлений, перевозбудиться, и это кончится или бессонной ночью, или он на несколько суток выйдет из строя, будет труднее обычного. По телевизору ему можно разрешить смотреть только мультипликационные детские фильмы.
  • Как уже говорилось, такие дети быстро развиваются психически, но эту тенденцию не следует поощрять. Им следует читать сказки, дарить игрушки по возрасту, давая пищу их пытливому уму, но не форсируя умственное развитие. Уделять больше внимания нравственному воспитанию и неустанно готовить к бесконфликтному и равноправному общению со сверстниками, укреплять физически. 
  • У ребенка с врожденной детской нервностью плохой аппетит, но не следует превращать кормление такого ребенка в некий культ, ходить на голове, чтобы дитя съело "еще кусочек". Это недопустимо. В связи с предрасположенностью такого ребенка к аллергическим реакциям осторожно вводить в рацион продукты.
  • Дети с врожденной детской нервностью страдают бессонницей. Чтобы ребенок уснул, следует подержать его на руках и успокоить, что-либо рассказывая ему, согревая его своим телом. Эффективны мягкое растирание пальчиков ног (мягкое разминание их), нежное растирание кожи в области шеи до появления ощущения приятного тепла, зоны за ушами (3 см за мочкой уха) и согревание ладонью макушки головы. Успокаивающе действуют ванночки для рук и ног (поочередно, через день) в трех-пяти литрах воды с морской солью (6 столовых ложек). Температура воды +42° С, продолжительность - 15 минут. Воду следует подливать, поддерживая требуемую температуру. После ванночки на ручки (ножки) наденьте на 30 минут хлопчатобумажные рукавички (носочки) и уложите малыша в постель. 
  • Врожденная детская нервность при правильном воспитании проходит к семи-восьми годам. Поэтому проявите терпение, изобретательность, отвлекая такого ребенка от капризов, соблюдайте спокойствие, ибо оно передается ему так же, как и материнская нервность и возбудимость. Спокойны родители - спокоен и ребенок. Если же его неправильно воспитывают, способствуют развитию в нем эгоцентризма, вспыльчивости, непомерной требовательности, истеричности, капризности, родители столкнуться с тяжелыми переживаниями, связанными с отклоняющимся поведением своего ребенка, когда он достигнет подросткового возраста. Правильное воспитание гарантирует нормальное формирование личности у ребенка с врожденной детской нервностью.
Могу пожелать вам терпения и выдержки. А также умения находить компромисс. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий