4 декабря 2012 г.

Нервный ребенок

Таких детей сразу видно по их поведенческим реакциям. Их достаточно много и кажется становится все больше. С ними тяжело и родителям и учителям. Этот ребенок на пустом месте может закатить истерику. Он недоволен и много хочет без приложения каких-либо усилий, его эмоции-это просто ураган, который налетает и не поддается контролю. Что это и в чем причины?
Попробуем разобраться. Во-первых, рассмотрим медицинский аспект. Ну а затем, обратимся к воспитанию.
Причины для жалоб на такого ребенка у родителей зачастую возникают уже с первых дней его жизни. Речь в таком случае идет о врожденной детской нервности. (И тогда желательно было бы обращаться к врачу). При консультации и обследовании появляется диагноз ММД - минимальная мозговая дисфункция.
(Примечание: Минимальные мозговые дисфункции - понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально–органической природы.). Т.е., ребенок не дурак, но почему-то иногда ведет себя не совсем адекватно ситуации, непредсказуем и, если он уже посещает школу, часто возникают необъяснимые трудности с учебой.
Обратимся за пояснением к светилам медицины.
Вот что пишет по этому вопросу В.И. Гарбузов, профессор, психоневролог-психотерапевт, врач высшей категории.
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) может привести к синдромам расторможенности или заторможенности. Если же при минимальной мозговой дисфункции преимущественно поражена диэнцефальная область головного мозга, наблюдаются две специфические формы врожденной детской нервности: вегетопатия и невропатия.
   Вегетопатия
  • Головной мозг состоит из коры и подкорковых образований. В подкорковых зонах головного мозга очень важны функции диэнцефальной области, в которую входит и гипоталамус - скопление специализированных нервных клеток, образующих ядра, осуществляющие вегетативную (внутреннюю) регуляцию жизнедеятельности организма. Речь вдет о вегетативной нервной системе. Естественно, диэнцефальная область головного мозга тесно связана с его корой и психическое состояние человека мощно воздействует на вегетативную регуляцию, а состояние этой области мозга, в свою очередь, на психику. 
  • Минимальная мозговая дисфункция с преимущественным поражением диэнцефальной области головного мозга приводит к врожденной форме вегетативной дистонии и к эмоциональной неустойчивости, возбудимости, которую называют вегетопатией.
  • Ребенок с вегетопатией плохо переносит психические и физические перегрузки - быстро устает и психически истощается; он плохо переносит и магнитные бури, резкую смену погодных условий и климатических зон. Таких детей часто называют метеопатами. Ребенок, страдающий вегетопатией, часто испытывает чувство нехватки воздуха, и у него "одышка", аритмичное дыхание, "вздохи", как у тяжело больного человека; у него неустойчиво артериальное давление, он жалуется на неприятные ощущения со стороны сердца, на головные боли. Отмечается бледность кожных покровов и повышенная потливость, часты жалобы на тошноту, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, на неустойчивость стула, запоры; беспокоят диатез, зуд, часты аллергические реакции, нарушения сна; ребенок возбудим, плаксив, боязлив и тревожен, раздражителен. У него нарушена терморегуляция и температура тела колеблется от 36,2 до 37,2° С. Естественно, такие дети - нервные и трудные. При вегетопатии нервность сочетается с множеством жалоб на телесное нездоровье. 
     Невропатия
  • В случае, если на минимальную мозговую дисфункцию с преимущественным поражением диэнцефальной области головного мозга наслаиваются выраженные переживания женщины в период беременности (сдача экзаменов, трудности на работе, ссоры в семье), т. е. плод испытывает не только физические, но и психические травматизирующие нагрузки, врожденная детская нервность отличается доминированием нервности над вегетативными нарушениями. Конечно, вегетативные нарушения имеют место, но родители жалуются более всего на нервность, несносность ребенка. И тогда речь идет о невропатии.
  • Ребенок с таким диагнозом, по словам родителей, комок нервов. Бабушка, сокрушающаяся по поводу трудностей воспитания внука, страдающего невропатией, сетует: "Мне было бы легче вырастить семерых детей, чем его одного". Мать в отчаянии восклицает: "Доктор, помогите! Нет больше сил. С того дня, как я принесла сына из роддома, семья не знает покоя ни днем, ни ночью". Именно ребенок, страдающий невропатией, часто остается единственным, поскольку родители заявляют: "Так измучены им, что и думать боимся о другом".
  • Г. Е. Сухарева выделила два варианта невропатии - возбудимый и астенический. При возбудимом варианте ребенок импульсивен, вспыльчив, эгоистичен, двигательно расторможен и чересчур подвижен, неугомонен. При астеническом варианте он впечатлителен, раним, повышенно обидчив. Он быстро устает, истощается и тогда становится капризным, плаксивым. У него часты несварение желудка, запоры, метеоризм. Характерный для невропатии экссудативно-катаральный диатез сказывается при астеническом варианте в предрасположенности к стоматитам, заболеваниям верхних дыхательных путей, нарушениям пищеварения. Родители больше жалуются на болезненность такого ребенка, чем на его капризность и требовательность. Однако четкая грань возбудимости и астеничности редка, и чаще имеет место переплетение того и другого в одном ребенке как выражение контрастности страдающего невропатией. Сложны причины - сложны и неоднозначны последствия. Вот он возбудился и несносен в поведении, вот истощился, сник и вызывает жалость, тревогу за него, за его здоровье.
  • Чаще всего такой ребенок грациозен, ловок, в его движениях чувство ритма, порывистость и импульсивность, у него живая мимика, выразительные жест и поза. Он чрезмерно подвижен, суетлив, несдержан, но тонок эмоционально, впечатлителен, боязлив и тревожно застывает возле матери при встрече с посторонним. Реже (если поражение головного мозга грубее и обширнее), он диспластичен, уныл, плаксив, раздражителен и капризен,т.к. повышенно истощаем, слаб, он вечно недоволен и для него - "все не так". У ребенка с невропатией лицо и слизистые бледны, под глазами синева; волосы у него тонкие, ломкие; его руки горячие или холодные, влажные.
  • Для них характерны впечатлительность, ранимость, повышенная эгоистичность, нарушения общения. Хотя они и тянутся к сверстникам, но общение с ними неизбежно выливается в конфликт: в игре они либо чрезмерно импульсивны, либо быстро устают (им надоедает и они бросают игру, не выполняют правила). При этом они не агрессивны, конфликты с детьми возникают из-за завышенных претензий и непомерной обидчивости.
  • У них особенно велики шансы впасть в невроз, как правило, в его истерическую форму.
  • Они чрезмерно привязанны к матери (Ребенок буквально порабощает ее, мать в конце концов не выдерживает и умоляет близких дать ей передохнуть, уехать в отпуск одной;  при этом, оставшись без нее, ребенок заболевает, несмотря на идеальный уход со стороны отца и бабушки. По возвращении матери он становится еще более  требовательным к ней и бдительным, не отпускает ее теперь ни на шаг. Он буквально держится за ее юбку).
  • Часто эти дети предрасположены к вредным привычкам: сосут палец, грызут ногти и т. д. 
Наиболее характерные особенности детей с невропатией:

  1. Контрастность. Ребенок агрессивен, конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Однако при этом он и высокочувствителен, тонко улавливает настроение матери. Он робок, но и бесстрашен: может вступить в конфликт, в драку с более сильными и даже с детьми, старшими по возрасту, не думая о последствиях для себя. Он раним и обидчив, но сам же обостряет ситуацию, в которой может быть обижен; он застенчив и назойлив; не переносит шума и шумен сам; истощаем, но жаден до информации и засыпает у телевизора от усталости, чуть ли не поддерживая веки, чтобы не закрылись глаза. 
  2. Психомоторная нестабильность: вот он весел и вдруг - гнев, слезы, надолго испорченное настроение. Родители говорят, что не знают, с какой стороны к нему подойти и какое именно слово или замечание вызовет отрицательную реакцию, недовольство. Он беспокоен на руках и в постели, а на прогулке выползает из одеяльца, как уж, оказываясь чуть ли не на голове обескураженной бабушки. Он ухитряется перелезть через кроватку или просунуть голову между прутьями решетки манежика. И в этом ребенок  с невропатией ребенок похож на гиперактивного (сверхподвижного) ребенка.
  3. Сверхчувствительность: он как "принцесса на горошине"; его раздражает складка на простынке, рубчик на трусиках, а тугой воротничок он не терпит совершенно. Сверхчувствительность может быть и к запахам. Шум и яркий свет возбуждают и обессиливают их.
  4. Убыстренное психоречевое развитие: учится читать самостоятельно, по названиям сказок и вывескам магазинов, знает много стихотворений; прекрасно ориентируется в окружающем: быстро устанавливает кто есть кто в семье, кого из приходящих в дом родители встречают радостно, кого - с досадой; ловчит, жалуется бабушке на мать, отцу на бабушку, матери на отца. При гостях он охотно танцует, поет, бойко разговаривает или, напротив, упрямо молчит, не вступает в контакт. Нередко он начинает говорить столь рано, что потрясает взрослых. Иногда речь у него задерживается, но затем в один прекрасный день его как прорывает, и с этого момента он говорит много, грамматически правильно. У невропатичных детей часты дислалии, т.е. нечистое произношение звуков или замена одних другими. Речь таких детей эмоциональна, быстра - "пулеметная", и поэтому у них часты запинки в речи. Однако это не заикание и запинки с возрастом проходят без лечения.
  5. Нарушения сна. Они отмечаются с первых месяцев жизни. Спит он только в определенных условиях - в полной тишине, при подсветке ночником, на руках, при покачивании. Сон его чуток, беспокоен. Ребенок часто просыпается, обязательно с криком, плачем. Часто у него "спокойная бессонница": он играет ночью, как будто вовсе не нуждаясь в отдыхе, протестует при попытке уложить его, укачать или страдает, пытаясь уснуть, найти удобное положение в постели. Во сне он мечется, сбивает простынку, сбрасывает одеяло, поминутно с всхлипыванием меняет позу. Поправив одеяло и уложив его нормально, мать через минуту находит ребенка лежащим на одеяле поперек кровати или с ногами на подушке. Иногда он путает день и ночь: засыпает только в полночь и спит до полудня. В полтора-два года такой малыш отказывается от дневного сна. При астеническом варианте невропатии дети сонливы, но сон их так же беспокоен, как и у возбудимых. Сон налаживается только к трем годам.
  6. Нарушения вскармливания, аппетита, пищеварения. Ребенок легко, уже в раннем возрасте может отказатся от груди, а если и берет ее, то неохотно, лениво, отвлекаясь. Срыгивания, рвоты, отказ от пищи часто сопровождают этих деток. Плохой аппетит сохраняется до семи-восьми лет. 
  7. Трудности в регуляции физиологических отправлений. (Стул у него учащен, а чаще задержан. Малыш нередко отказывается от горшка. Мочеиспускание у него, как правило, учащенное, он часто страдает дневным и ночным недержанием мочи (энурез). Иногда отмечается и задержка мочеиспускания.)
  8. Нарушение терморегуляции. У возбудимых это повышенная температура тела (до 37,2-37,6' С), у астеничных - пониженная. Повышенная температура чаще не отражается на их самочувствии и обнаруживается случайно, но иногда может сопровождаться ощущением нездоровья, и тогда им ошибочно ставят диагноз острого вирусного заболевания.
  9. Такой ребенок особенно подвержен простудным и инфекционным заболеваниям. Длительно и часто болеющий. Зачастую имеет место иммунодефицит - слабая иммунная сопротивляемость инфекциям. 
  10. Перевозбудимость вегетативной нервной системы и аллергическая предрасположенность, что приводит нередко к таким осложнениям, как ложный круп, спазм, стеноз гортани, астматический синдром. Такие дети зачастую обнаруживают патологические реакции на прививки. Они, как и страдающие вегетопатией, чутки к переменам погоды, изменениям атмосферного давления и влажности воздуха, отвечая вегетосо-судистыми кризами на приближающееся ненастье, грозу, циклоны. Именно поэтому их также часто именуют метеозависимыми.
Я думаю, что многие родители, ознакомившись с этой информацией, узнали своих детей. Что делать с этим - обсудим в следующем сообщении.
Ожидайте продолжения. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий